Обещание
После изменения Конституции провести реформу всех силовых структур
Когда дано обещание: 09.11.2016
Срок завершения: 30.11.2017
Выполнено

«После изменения Конституции мы проведем реформу всех силовых структур», - заявил сегодня президент Алмазбек Атамбаев в ходе рабочей поездки по Ошской области.

Он отметил, что в прошлом году выступил против инициативы отдельных депутатов Жогорку Кенеша изменить нынешнюю Конституцию. «Там не было существенных изменений, там была одна «косметика». А сегодня мы предлагаем те изменения, которые защищают независимость страны и позволят нам провести реформы во многих отраслях. Многие этого просто не знают», - сказал Алмазбек Атамбаев.

По его словам, после внесения изменений в Конституцию с 1 января можно будет провести полную реформу силовых структур. «Чтобы они не мешали предпринимателям и чиновникам заниматься своей работой. Сегодня вы знаете, что бизнесмены и работники региональных государственных органов подвергаются многочисленным проверкам со стороны силовых структур. Если бизнес откажется выплачивать положенные налоги, тогда в дело вступит финансовая полиция. Все остальные структуры будут заниматься своими вопросами. МВД будет заниматься безопасностью, криминалом и наркотиками. Органы прокуратуры и АКС ГКНБ будут следить за тем, чтобы чиновники, депутаты и судьи не воровали. В стране будет порядок», - сказал Алмазбек Атамбаев.

Результат

Совбез КР рассказал о реформе системы правоохранительных органов

Заместитель Секретаря Совета Безопасности КР М.Торобеков рассказал ресурсу Politmer о мерах по реформированию системы правоохранительных органов.

Прилагаем письменный отчет заместителя главы Секретариата Совбеза КР:

В соответствии с поручением Президента Кыргызской Республики, во исполнение Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 год разработан и утвержден Комплекс мер по реформе системы правоохранительных органов (Комплекс), который закладывает рамки и траекторию реформы, а также является основой для проведения системных изменений в деятельности правоохранительных органов. В частности Комплекс предусматривает следующее:

  • выстраивание современной системы правоохранительных органов;
  • разграничение компетенции каждого правоохранительного органа, а также устранение дублирующих и избыточных функций;
  • перенаправление деятельности правоохранительных органов от карательной к превентивной плоскости;
  • исключение необоснованного вмешательства в деятельность бизнеса и обеспечение условий для инвестиционной привлекательности страны;
  • установление действенного механизма координации и взаимодействия правоохранительных органов;
  • модернизация и внедрение механизмов самоочищения правоохранительных органов, в том числе, единых антикоррупционных стандартов;
  • создание равных условий прохождения службы и социальной защиты сотрудников;
  • исключение превалирования одного органа над другим;
  • внедрение эффективного механизма оценки деятельности правоохранительных органов;
  • создание условий для формирования высокого образовательного потенциала кадрового состава правоохранительных органов.

Реализация Комплекса в большей степени направлена на:

- органы прокуратуры;

- органы национальной безопасности;

- органы внутренних дел;

- Государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики;

- Государственную таможенную службу Правительстве Кыргызской Республики.

Основной целью реформирования органов прокуратуры является установление верховенства закона с обеспечением принципа сдержек и противовесов, в том числе в деятельности правоохранительной системы.

По итогам Конституционной реформы 2016 года в целях обеспечения надлежащего надзора за деятельностью государственных и муниципальных органов в органах прокуратуры исключены полномочия по расследованию уголовных дел, за исключением военных преступлений, а также возложены:

1) надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, а также другими государственными органами, перечень которых определяется конституционным законом, органами местного самоуправления и должностными лицами указанных органов;

2) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие;

3) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;

4) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

5) поддержание государственного обвинения в суде;

6) возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц государственных органов, перечень которых определяется конституционным законом, с передачей дел на расследование в соответствующие органы, а также уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих.

Также, принят конституционный Закон Кыргызской Республики «Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики». Законом установлен перечень государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, в отношении которых органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов.

Другим основополагающим элементом усиления прокурорского надзора является передача из МВД Кыргызской Республик в органы прокуратуры функций по формированию и ведению уголовно-правовой статистики.

На сегодняшний день запущен процесс передачи из органов внутренних дел в органы прокуратуры функций по ведению и учету уголовно-правовой статистики. Планируемые в данном направлении меры, подразумевают системное повышение качества надзора за всеми стадиями уголовного процесса – с момента регистрации информации о преступлении и заканчивая назначением и исполнением решения суда.

Органы прокуратуры в результате преобразований выступают в качестве одного из ключевых механизмов обеспечения баланса системы правоохранительных органов, гарантией соблюдения законности в их деятельности.

Кроме того, Комплексом предусмотрена разработка единого для всех правоохранительных органов законодательного акта, уникальность которого заключается в единообразном и комплексном прохождении службы, внедрении универсальных антикоррупционных требований и уравнении социальных прав и гарантий.

На текущем этапе разработан проект Закона Кыргызской Республики «О прохождении службы в правоохранительных органах Кыргызской Республики», согласно которому регулирование вопросов прохождения службы в правоохранительных органах, установление правовых стандартов и принципов при обеспечении денежным довольствием, жилыми помещениями, медицинского и пенсионного обеспечения сотрудников, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении. Кроме того, на законодательном уровне предложено внедрение общих правил применения мер физического воздействия, специальных средств, оружия, военной техники и иных видов вооружения в целях предотвращения и прекращения общественно опасных деяний, а также задержания лиц, их совершивших. В разработанном проекте Закона заложены такие положения как:

- первичный прием на службу во все правоохранительные органы должен осуществляться на конкурсной основе;

- назначение на руководящие должности из числа лиц, состоящих в резерве на выдвижение;

- обязательное заключение контракта о прохождении службы во всех правоохранительных органах;

- обязательная первоначальная подготовка в специальных образовательных учреждениях по подготовке сотрудников правоохранительных органов для лиц, впервые поступающих на службу;

- создание подразделений внутренних расследований в центральных аппаратах, которые наделяются широкими правомочиями в сфере организации и производства внутренних служебных расследований, снижения рисков возникновения коррупции в системе правоохранительных органов, защиты прав граждан и сотрудников, и повышение уровня доверия к правоохранительным органам;

- увольнение в связи с утратой доверия по решению руководителя правоохранительного органа, в связи с нарушением запретов и несоблюдения ограничений, предусмотренных Законом или употребление наркотических, или психотропных веществ без назначения врача;

- возможность перевода сотрудника одного правоохранительного органа в другой без необходимости увольнения со службы;

- унифицированные правовые и организационные основы обеспечения единых социальных гарантий сотрудников правоохранительных органов Кыргызской Республики и членов их семей;

- понятие о применении сотрудниками вооружения, военной техники и обозначены случаи, при которых они применяются;

- сотрудники наделяются правом применять физическую силу, специальные средства, оружие, вооружение и военную технику в составе подразделения (группы);

- сотрудники наделяются правом применять оружие при значительном скоплении граждан, в целях предотвращения (пресечения) теракта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения;

- исключено понятие использование оружия, так как в правоприменительной практике возникают противоречия в вопросах единообразного понимания применения и использования оружия.

Данная мера обеспечит равные возможности и положение сотрудников разных правоохранительных органов. А установление единообразных основ и принципов финансирования, а также социальных гарантий позволит разрешить проблемы неравенства и различного регулирования вопросов социального обеспечения.

Основной целью унификация законодательных основ функционирования правоохранительных органов заключается не в их механическом объединении, а по большой мере в упорядочении деятельности и выстраивании новой единой системы правоохранительных органов.

Подобная инновация позволит сформировать гармоничную и взаимосвязанную систему правопорядка и безопасности, внедрить единообразные основы деятельности всех органов, выполняющих правоохранительные функции, устранить дублирующие нормы, установить единый порядок прохождения службы, равноправное социальное и пенсионное обеспечение сотрудников.

Комплексное принятие и внедрение на практику данных проектов, в конечном итоге позволит сформировать гармоничную, взаимосвязанную и взаимно дополняемую государственную систему способную независимо от политической конъектуры обеспечить правопорядок и безопасность государства

В соответствии с траекторией действий, заложенной Комплексом, на сегодняшний день практически реализованы организационно-управленческие мероприятия в части оптимизации структур отдельных правоохранительных органов (Генеральная прокуратура Кыргызской Республики, МВД Кыргызской Республики, ГСКН, ГСБЭП и ГТС при Правительстве Кыргызской Республики, а также продолжается работа по органам внутренних дел и судебно-экспертной деятельности.

За счет оптимизации в правоохранительных органах сокращены руководящие должности, что позволило усилить оперативные и следственные подразделения.

Также, проведение указанных преобразований позволило установить зону ответственности ГСБЭП за внутреннюю экономическую безопасность. Кроме того, исключена возможность проведения необоснованных проверок субъектов предпринимательства.

В частности, проверки субъектов предпринимательства проводятся ГСБЭП только по материалам уполномоченных контролирующих органов, которые будут выступать в качестве фильтра: налоговая, таможня, экотехинспекция, ветеринарно-фитосанитарная инспекция и др.

Учитывая консолидацию функций по обеспечению внутренней экономической безопасности в ГСБЭП, в Государственной таможенной при Правительстве Кыргызской Республики исключены следственные функции и ведется работа по ее переформатированию в фискальный орган.

В целях совершенствования деятельности государственных органов исполнительной власти в судебно – экспертной сфере и консолидации функций по проведению судебных экспертиз в едином органе Правительством Кыргызской Республики образована Государственная судебно-экспертная службы при Правительстве Кыргызской Республики. В настоящее время ведется работа по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие данную сферу.

Также, для устранения дублирования и формирования более эффективной и действенной системы противодействия незаконному обороту наркотиков Правительством Кыргызской Республики ликвидирована Государственная служба по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики.

Эффективность деятельности правоохранительных органов должна определяться на основании совокупности внешних и внутренних критериев оценки деятельности в соответствующей сфере. В этой связи Национальным институтом стратегических исследований Кыргызской Республики осуществляется разработка методики комплексной оценки деятельности правоохранительных органов с обязательным учётом мнения лиц, непосредственно столкнувшимися с деятельностью правоохранительного органа, и оценки центральными органами государственной власти, а также иных компонентов.

Разрабатываемая комплексная оценка предполагает возможность оценивать деятельность правоохранительного органа инстанциями (Президент, Жогорку Кенеш, Правительство Кыргызской Республики), смежными органами (иные правоохранительные органы), обществом, самим правоохранительным органом в отношении его подразделений и сотрудников.

При этом, закладывается переход от количественных индикаторов и критериев оценки к качественным.

Следует отметить, что Комплекс – это совокупность тесно взаимосвязанных шагов, которые в конечном итоге приведут к обновлению системы правоохранительных органов.

Обещаний: 83
31.33%
12.05%
56.63%