Убада
СДПКнын кучу менен Кыргызстан транспорттук туюктан чыгып, транзиттик мамлекет болот
Убаданын мөөнөтү: 14.09.2015
Аткарылуу мөөнөтү: 02.11.2020
аткарылган жок
СДПК 6-чакырылыш

Кыргызстан больше не будет транспортным придатком, и из тупиковой страны превратится в государство с международными магистральными автомобильными и железнодорожными ветками», - сказал лидер СДПК, кандидат в депутаты Жогорку Кенеша Чыныбай Турсунбеков на встречи с жителями жилого массива «Кара-Жыгач».

По его словам, реализуемые в настоящее время инфраструктурные объекты в сфере транспорта и коммуникаций дадут эффективный толчок развитию экономики.

«Ведется строительство автодороги Балыкчы-Джалал-Абад (Север-Юг). Магистраль станет частью международного транспортного коридора Западный Китай – Западная Европа. Автодорога свяжет Казахстан и Таджикистан по маршруту Кеген-Тюп-Балыкчы-Джалал-Абад-Ош – Баткен-Исфана-Худжанд», - отметил лидер партии. Ч.Турусунбеков отметив, что кроме этого найдены средства на реконструкцию Иссык-Кульской кольцевой автодороги, на реконструкцию дороги из Бишкека в аэропорт «Манас».

«Ведется строительство дороги Бишкек-Нарын-Торугарт, Тараз-Талас-Суусамыр и Ош-Баткен-Исфана», - отметил Турсунбеков. Кандидаты в депутаты Ч.Турсунбеков отметил, что на стадии проектирования строительство двух веток железной дороги. Лидер партии подчеркнул, что СДПК предполагает решение комплекса задач по реабилитации и развитию транспортной инфраструктуры не только путей сообщений республиканского масштаба, но и сетей местного значения. «Так, нам предстоит за пять лет отремонтировать не менее 1500 километров дорог местного значения, не прекращая работ на стратегических трассах», - добавил он.

Жыйынтык

Обещание выполнено частично.

Так, на днях стало известно, что Кыргызстан начал экспорт мазута в Грузию по железной дороге

Первый грузовой поезд с мазутом из Карасу в Батуми выехал 21 января. По мультимодальному коридору транзитом через Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан состав из 49 цистерн по территории Узбекистана проследовал за 33 часа. 

Реализация пилотной отправки груза через Узбекистан состоялась успешно и в Батуми из Карасу был отправлен еще один грузовой поезд в составе которого находилось 48 цистерн с мазутом. К отправке по данному транзитному мультимодальному коридору готовится еще одна партия груза.

Как сообщили в «Кыргыз темир жолу» отправка поезда в Грузию с мазутом стала возможно благодаря проведенной в декабре 2019 года в Ташкенте первой встрече руководителея железных дорог пяти стран: Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан.

На этих переговорах стороны договорились о развитии международного мультимодального маршрута «Страны Азиатско-Тихоокеанский региона – Китай — Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан — Азербайджан – Грузия – Европа» и обратно, с выработкой единых подходов по ускоренному пропуску контейнерных поездов и применении унифицированных тарифов, что позволит существенно увеличить объем торговли не только между странами Центральной Азии и Закавказья, но и с другими государствами Европейского и Азиатского континента.

Но что касается всех перечисленных Турсунбковам дорог, их строительство все еще затягивается.

О том, что по четырем проектам строительства дорог работа ведется медленно, стало известно 26 февраля 2019 года на заседании комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству.

Это проекты строительства дорог: Север-Юг, Бишкек – Кара-Балта, Ош–Баткен–Исфана и Исфана–Кайрагач–Баткен–Торткуль.

Первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов попытался объяснить причины отставание от графика строительства:

Виновные по этим проектам те, кто там работает. Это дорога Ош–Баткен–Исфана. Они не закупили битум в свое время и не мобилизовали технику. По дороге Север-Юг - там сложности в строительстве туннеля. По дороге ИсфанаКайрагачБаткенТорткуль есть отставание - из-за постоянной смены там погоды.

Самый крупный на сегодняшний день проект - строительство альтернативной дороги Север – Юг, которое было начато в 2014 году. Протяженность альтернативной дороги Джалал-Абад – Ош составляет 433 километра. Строительство по плану должно было завершиться, и дорога должна была быть сдана в эксплуатацию в этом году. Но правительство сообщило, что появилась дополнительная работа, поэтому строительство этой дороги завершится в 2021 году.

Депутаты подвергли критике то, что дороги не строят в сроки и не сдают в эксплуатацию вовремя. Депутат Жогорку Кенеша от фракции «Республика – Ата-Журт» Бактыбек Сыдыков поднял этот вопрос:

- Кубатбек Айылчиевич, нужно провести в правительстве заседание по этому поводу. Необходимо провести ревизию. Проекты отстают на шесть месяцев, один и два года. Все кредиты мы получили. Кто ответит за это? Проценты по ним растут. Дороги не сданы в эксплуатацию. Мы 23 километра дорог строим по два-три года.

По данным Министерства финансов, Кыргызстан с момента обретения независимости получил в общей сложности 2 млрд 540 млн 760 тысяч долларов на строительство дорог. 87 процентов из этого - кредиты, 13 процентов – гранты. 1 млрд 173 млн долларов – деньги китайского Эксимбанка.

На строительство дороги Север-Юг у Эксимбанка Китая было получено 700 млн долларов.

Министр транспорта и дорог Жанат Бейшенов сообщил, что для завершения строительства дороги ведомство намерено просить в китайском банке грант на 56 млн долларов. Данное предложение находится на рассмотрении Министерства финансов.

«Мы работаем и с другими банками, - сказал он. – Но в Эксимбанке мы получили кредитов на сумму больше, чем 1 млрд долларов. Хотим попросить 56 млн долларов в качестве гранта. Это всего лишь грант. Мы пытаемся сделать это».

Заместитель министра финансов Улукбек Кармышаков сообщил, что кредит на строительство дороги Север-Юг у Эксимбанка был получен под 2 процента. Кыргызстан будет выплачивать деньги по кредиту в течение 32 лет.

Депутат Жогорку Кенеша от фракции «Кыргызстан» Нурбек Алимбеков призывает учитывать настроение кыргызстанцев по поводу кредитов, взятых у Китая. Он выступает за то, чтобы в дальнейшем отказаться от кредитов Эксимбанка:

- Вы сказали, что идут переговоры с Эксимбанком. Разве нельзя вести переговоры с другими банками? У Эксимбанка высокие проценты. Народ тоже обеспокоен. Во время заседания парламента мы задавали этот вопрос министру финансов. Если Эксимбанк дает кредит под два процента годовых, то как они предоставят грант?

Получение кредитов - это только одна проблема, другая – целевое использование кредитных средств. На это обратил внимание депутат от фракции СДПК Рыскелди Момбеков:

Турсунбеков Чыныбай Акунович

экс-депутат, КСДП фракциясы

Убадалардын саны: 23
78.26%
0.00%
21.74%